Итоговое сочинение

Для того, чтобы быть допущенным к сдаче ЕГЭ, каждый российский выпускник обязательно пишет сочинение. Для подготовки к данному испытанию необходимо изучить ряд литературных произведений, проанализировать их проблематику и понять закономерности композиции произведения.

Мы приглашаем усовершенствовать свои навыки написания сочинений на наших курсах. Учащиеся занимаются анализом проблематики и образов литературных источников, из экзаменационного списка. Преподаватель разъясняет слушателям логические законы композиции, необходимы для создания хорошего текста. По каждому из 5 тематических направлений на занятиях пишутся образцы сочинений, которые смогут стать основой для экзаменационной работы.

Курсы проводятся на протяжении — октября и ноября, он состоит из восьми занятий, 24 академических часов.

В помощь выпускникам

Подготовка к итоговому сочинению

Направление 2. Честь и бесчестие

Шаг 1

Анализ художественного произведения

Эдуард Асадов «Стихи о чести»

О нет, я никогда не ревновал,
Ревнуют там, где потерять страшатся.
Я лишь порою бурно восставал,
Никак не соглашаясь унижаться!

Ведь имя, что ношу я с детских лет,
Не просто так снискало уваженье,
Оно прошло под заревом ракет
Сквозь тысячи лишений и побед,
Сквозь жизнь и смерть, сквозь раны и сраженья.

И на обложках сборников моих
Стоит оно совсем не ради славы.
Чтоб жить и силой оделять других,
В каких трудах и поисках каких
Все эти строки обретали право!

И женщина, что именем моим
Достойно пожелала называться,
Клянусь душой, обязана считаться
Со всем, что есть и что стоит за ним!

И, принимая всюду уваженье,
Не должно ей ни на год, ни на час
Вступать в контакт с игрою чьих-то глаз,
Рискуя неизбежным униженьем.

Честь не дано сто раз приобретать.
Она — одна. И после пораженья
Ее нельзя, как кофту, залатать
Или снести в химчистку в воскресенье!

Пусть я доверчив. Не скрываю — да!
Пусть где-то слишком мягок, может статься,
Но вот на честь, шагая сквозь года,
Ни близким, ни далеким никогда
Не разрешу и в малом покушаться!

Ведь как порой обидно сознавать,
Что кто-то, ту доверчивость встречая,
И доброту за слабость принимая,
Тебя ж потом стремится оседлать!

И потому я тихо говорю,
Всем говорю — и близким, и знакомым:
Я все дарю вам — и тепло дарю,
И доброту, и искренность дарю,
Готов делиться и рублем и домом.

Но честь моя упряма, как броня.
И никогда ни явно, ни случайно
Никто не смеет оскорбить меня
Ни тайным жестом и ни делом тайным,

Не оттого, что это имя свято,
А потому, и только потому,
Что кровь поэта и стихи солдата,
Короче: честь поэта и солдата
Принадлежит народу одному!

Владимир Высоцкий «Я не люблю»

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой —
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены —
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!

Выделите средства художественной выразительности

Шаг 2

Высказывания и афоризмы о чести

Честь — это бриллиант на руке добродетели (Вольтер).

Честь дороже жизни (Шиллер Ф.).

Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей (Франклин Б.).

Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец (Шекспир У.).

Лишать чести другого — значит лишаться своей (Публий).

Каждому свою честь воздаст потомство (Тацит).

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее (Платон).

Шаг 3

Интеллектуальное включение – работа с ключевыми словами

Ассоциативное поле слова «честь»

Честь – достоинство

Добродетель

Уважение к себе и другим

Самопожертвование

Благородство

Шаг 4

Семантизация концепта «честь» — работа с толковыми словарями

Лексическое значение слова «честь»

  • Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы
  • Моральное, профессиональное, социальное и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих
  • Почет, уважение, знаки внимания, оказываемые кому-л.
  • То, что придает кому-л., чему-л. ценность, достоинство; то, чем гордятся.
  • Устар. Целомудрие, непорочность женщины

Расширение семантического поля слова «честь»

Выпишите из приведенных словарных статей ключевые слова.

Сравните их с теми, которые вы включили в лексическое поле слова «честь».

Работа со словарями синонимов и антонимов.

Онлайн-словарь синонимов:

«Честь — существительное, имеет следующие синонимы: почтение, почтительность, девственность, неиспорченность, непорочность, репутация, почет, невинность, реноме, целомудрие, целомудренность, чистота, безгреховность, безгрешность, девичий цвет, доброе имя, почести, гордость, достоинство, предмет гордости»

Существительное «честь» имеет следующие антонимы: бесчестье, позор, бесславие, поругание, бесчестие

Шаг 5

Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта

Подберите эпитеты к слову «честь».

Составьте словосочетания со словом «честь».

Составьте метафоры со словом «честь».

Составьте сложные распространенные предложения со словом «честь».

Составьте микротексты со словом «честь».

Составьте список известных вам произведений мировой литературы, где рассматривалось данное понятие.

Составьте список примерных тем сочинений по данным произведениям (приветствуется формулировка темы в виде цитаты из произведения).

Шаг 6

Написание сочинения с учетом требований к построению композиции и использованием средств художественной выразительности.

Пролистать наверх