Критерии оценивания сочинения

Сочинение школьника оценивается по пяти ключевым условиям, первое и второе условие при этом считаются основными.

«Зачет» по итоговой выпускной работе по литературе ученик получает исключительно при условии, что по первым двум основным условиях оценивания он получает «зачет». Обязательно также наличие еще одного «зачета» по трем остальным условиям оценивания работы.

Объем работы влияет на ее оценку. Если она состоит менее чем из 230-250 слов, то такая работа гарантировано получит «незачет». Рекомендованное количество слов – не меньше 350. Максимальный объем текста устанавливается автором самостоятельно: он должен закончить работу в течение 4 часов, выделенных на ее написание.

Если в работе прослеживается использование каких-либо второстепенных источников (например, виртуальных ресурсов) или же она является не оригинальной, она автоматически получает «незачет». Во время написания сочинения выпускник имеет право пользоваться словарем.

Подробную информацию о нюансах оценивания выпускник может почерпнуть на курсах подготовки к написанию выпускного сочинения. .

«Соответствие теме» - условие оценивания работы №1

Это условие оценивает содержание текста. Задача выпускника – рассуждать на заданную тему, приводя аргументированные доводы в пользу той или иной точки зрения.

Выбрав путь раскрытия темы работы: вольное рассуждение о предмете, подкрепленные тезисы, ответы на вопросы, связанные с темой - автор должен сделать работу завершенной. Если же конечный текст не соответствует заданной теме, или же в нем нет никакого коммуникативного замысла, ученик автоматически получает «незачет».

«Отсылка к литературному источнику и использование аргументации» - условие оценивания работы №2

Это условие оценивает навык выпускника использовать исходную литературную базу (художественное произведение, публицистику, письма, мемуары и критический анализ) для построения собственного аргументированного хода рассуждений с целью раскрытия темы.

В качестве основы для доказательства своей точки зрения ученик обязан прибегнуть к использованию хотя бы одного отечественного или мирового литературного произведения. При этом выпускник должен выбрать свой вариант использования художественного материала. Это может быть комплексный анализ сюжета, ключевых образов и основной проблематики, или же комплексная интерпретация прочитанного материала в контексте заданной темы сочинения.

Если же в написанной работе не прослеживается литературная основа, в ней подаются искаженные данные определенного произведения, если произведение упоминается вскользь, не становясь основой для рассуждения, выпускник получает «незачет». В случае искажения фактов, связанных с литературным сюжетом, работа также автоматически не подлежит дальнейшему оцениванию. Во всех остальных случаях ученик получает «зачет».

«Логика рассуждения и композиция» - условие оценивания работы №3

Это условие оценивание итогового сочинения необходимо для установления умений ученика строить аргументированные, емкие рассуждения на заданную тему.

Стараясь выдерживать оптимальную пропорцию между аргументацией и исходным тезисом, который, как правило, является «ядром» всей итоговой работы, выпускник должен продемонстрировать умения строить доказательную базу в пользу той или иной точки зрения.

В случае, если в работе прослеживаются грубые нарушения в построении логической цепочки рассуждений, мешающие понимаю написанного, или же отсутствует доказательная основа, развивающая основной тезис, она автоматически получает «незачет».

«Качественно написанного материала» - условие оценивания работы №4

Это условие оценивания нацелено на установления качества письменной речи и письменного оформления текста работы.

Использование грамматических конструкций, разнообразие лексических оборотов и способность их органично вписать в текст, умение точно и емко выражать свои мысли, избегания речевых штампов влияют на получение высокой оценки.

Если в сочинении присутствуют грубые речевые ошибки и налицо низкое качество речи, такая работа автоматически получает «незачет» по четвертому критерию оценивания. Во всех остальных случаях выпускник получает «зачет».

«Грамотность» - условие оценивания работы №5

Это условие направлено на определение уровня грамотности выпускника.

Наличие в работе грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, которые затрудняют восприятие текста, дает полное основание для выставления выпускнику «незачета» по итогам выпускного сочинения.